2018 год

Июнь

07.06.       Литературный праздник 
«Там, на неведомых дорожках» 

У Лукоморья дуб зеленый 
Златая цепь на дубе том… 

   Именно с этих строчек начался литературный праздник «Там, на неведомых дорожках», посвященный 219-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Радует, что данное стихотворение знают все. Усложняя задание, вспоминали другие отрывки, разгадывали загадки, по описанию называли героев сказок. Конечно, не обошлось и без мини-викторины, на вопросы которой, отвечали быстро и весело. 
     Девочки пробовали себя в роли цариц, спрашивая у зеркальца: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее…» С помощью громких аплодисментов выбрана самая лучшая исполнительница. 
    Мальчики назвали всех богатырей и красавиц, которые встречаются в сказках Александра Сергеевича. Хотя при слове «богатырь» вспомнили всех легендарных силачей нашей Родины. 
     В завершении каждый отряд: «Орленок 1», «Орленок 2» и «Милосердие» нарисовали на асфальте с помощью цветных мелков любимых сказочных героев А.С. Пушкина.

01. 06.       Участие в районном празднике 
«Звонкий голос детства»,
посвященному Дню защиты детей

       Ничто не помешало весело провести праздник детства, хотя небо было пасмурным, ветер холодным. В нашей  библиотеке была организована станция «Сказочный калейдоскоп». На ядре барона Мюнхаузена дети отправились в сказочную страну. Здесь их встретили две сказочницы. С их помощью ребята отгадывали героев любимых сказок, разгадали предметы, спрятанные в волшебном ящике и вспомнили слова, исполняющие желания. 
     В этот день на сказочной станции побывало пять отрядов из различных лагерей: Кильмезской школы, д.Зимник, д.Четай и др. Около 100 человек. В завершении все ребята были приглашены в детскую библиотеку, чтобы узнать новые сказки, а также, перечитать и вспомнить старые. Потому что у каждого любимая сказка своя.   

Май

22 — 23 мая   «X Крупинские чтения»

 

18. 05.        «ВЕСЕННИЕ ПАЛЫ – ПРИЧИНА ПОЖАРОВ» 

    Весна – это не только время прилёта перелётных птиц, и пробуждения природы. К сожалению, это ещё и время весенних лесных пожаров, происходящих по вине человека. 
    За неделю было проведено четыре экологических занятия о вреде травяных палов, о правильном поведении в лесу, о бережном отношении к природе. Ведь не секрет, что человек, ощущая себя царём природы, «рубит сук, на котором сидит». Какой станет наша планета для будущих поколений – выжженной пустыней, бетонным шариком, огромной свалкой, или цветущим садом, — зависит и от того, какими людьми вырастут сегодняшние школьники. 
  Конкурсы «Экологический бумеранг», «Слушай, не зевай», «Экологический светофор», и «Исправь ошибки», показали, что дети умеют рассуждать, и выбирать правильный выход из ситуации, им небезразлично, каким воздухом мы дышим, и в какой воде ловим рыбу. А слайды электронной презентации «Весенние палы – причины пожаров» заставили задуматься о том, что от одной спички может случиться большая беда.

Апрель

29.04                      Районный конкурс «Книгочей – 2018» 

    Любителям и знатокам чтения даже отсутствие дорог не помеха. 29 апреля в Кильмезь съехались победители первого тура районного конкурса «Книгочей – 2018», который проводился в сельских библиотеках в рамках X Крупинских чтений. К сожалению, погода внесла свои коррективы, и добраться по весенним дорогам смогли только три команды – из Зимника, Пестерева и Рыбной Ватаги. 
   Скрывая волнение, школьники ждут начала конкурса, поглядывая на членов жюри, на соперников, оценивая свои силы и знания. 
Но вот все на местах, пора начинать. Каждая команда подготовила визитку «Новое поколение выбирает чтение». Именно с визиток и начался конкурс. Непринужденно беседуя, споря, и даже танцуя, команды показывали, какое значение в нашей жизни занимает чтение, и чем книги лучше современных гаджетов. 
   Разминка «Начало боя» заставила задуматься, и вспомнить не только автора и персонажей, но и сюжет некоторых произведений. 
Не обошли ведущие конкурса своим вниманием и Ивана Тургенева. Этому классику 9 ноября исполнится 200 лет. Поэтому, пока команды решали кроссворды по произведению Тургенева «Муму», все присутствующие с удовольствием посмотрели отрывок из одноимённого фильма. 
  Ведущие – библиотекари Т.Е. Одегова и Е.Х. Чучалина задавали участникам всё новые задания. Не забыли проверить игроков на знание фактов из жизни и творчества нашего писателя В.Крупина, поиграли в «Вятскую куролесицу» (любимая игра кильмезской сказочницы Т.А.Копаневой), приготовили «Винегрет из пословиц», конкурсы «Знатоки литературы» и «Доска объявлений». 
   Итог игры решил конкурс капитанов. Им предстояло не только узнать писателя по портрету, а книгу по иллюстрации, но ещё и отгадать произведение по отрывку. 
  А на десерт команды приготовили буктрейлеры, электронные презентации и слайд – шоу по книгам кировских писателей. Это было домашнее задание команд. 
   Строгое жюри было в затруднении: некоторые вопросы озадачили даже их, а это ох как непросто, ведь судили конкурс «Книгочей – 2018» поэт В.А. Лешуков, методист МКУК «Кильмезская МБС» Е.Т. Лекомцева, библиотекарь центральной библиотеки Л.Н. Воронова. 
   Пока жюри совещались, игроки и преподаватели, угощались горячим чаем за накрытыми столами в читальном зале библиотеки. Пили чай, разговаривали, и с нетерпением ожидали, что же решит жюри конкурса. И жюри, не затягивая паузу, объявили, что второе место поделили между собой школьники из Зимника и Рыбной Ватаги, а первое место по праву досталось команде из Пестерева. Они мужественно решились на экспромт, когда капризная техника отказала, и не прогадали: первое место досталось им по праву. А приятным дополнением к победе был подарок от Владимира Алексеевича Лешукова: поэт подарил всем участникам по экземпляру своей книги «Золотой паром». 
    Приятно сознавать, что в век интернета книга остается другом, который поможет, научит, развеселит, заставит задуматься, и сделать правильный выбор. А благодаря нашему конкурсу дети узнали и книги вятских писателей, которые, тоже станут верными спутниками, и подарят немало интересных минут тому, кто раскроет в тишине их страницы, и перенесётся в мир литературы, с любовью созданный этими замечательными писателями. 
                                                                                                                          Е. Чучалина.

20.04            «ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ…» 

      В фойе витал дух книжной магии: Королева книга и Звездочёт встречали гостей. У Королевы книги под сказочным деревом стоял волшебный сундучок, из которого с помощью волшебной палочки появлялись атрибуты костюмов книжных героев. И через мгновение Королеву книгу    окружали не просто дети, а герои любимых сказок. 
   Магия началась… Весёлый Скоморох повёл детей неведомыми дорожками к Василисе Премудрой, у которой уже были приготовлены испытания. А как иначе? Ведь только пройдя испытания, можно попасть в тридевятое царство, и заслужить похвалу. Чудеса перевоплощения продолжались: дети становились Змеем Горынычем, Бабой – Ягой, лисой Алисой и котом Базилио… Ещё немного, и вот она, заветная лестница, которая ведёт в царство книжной магии. Но каждая ступенька лестницы заколдована. И детям было необходимо преодолеть все препятствия, показать свою ловкость и находчивость. 
    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… 
  В мастерской Королевы книги дети старательно вырезали и клеили – мастерили закладки для любимой книжки. Замечательные получились закладки, и дети довольны, и библиотекари тоже – пройден ещё один этап библиосумерек. 
     А в читальном зале всё готово для презентации новой книги «Кильмезь – России тихий уголок». И это тоже магия, потому что на страницах книги оживают далёкие времена, старинные фотографии сменяются современными, а лица людей, прославившие наш посёлок, магическим образом запоминаются, и вселяют гордость в детские души. 
   Под песню «Возьмите в руки книгу, дети», участники библиосумерек подошли к столам, на которых лежали книги. Да не простые, а тоже заколдованные. Обложки книг спрятаны, и никто не знает, что это за книги. Открыв их с помощью закладок, и прочитав отмеченный фрагмент, дети должны узнать название книги, автора и главных героев. «Расколдованных» книг становилось всё больше, а значит, и путешествие наше по неведомым дорожкам книжной магии подходило к концу. А в конце сказочного путешествия, как полагается, пир на весь мир. Ароматный чай разливается по чашкам, на столах раскладывается угощение, участники садятся за столы. И пусть за окном вечер, и пора домой, в читальном зале не стихают разговоры. Впечатлений и эмоций хватит надолго, а это значит, что скоро будет новая встреча – с библиотекой, с книгой, и с магией, которая всегда присутствует в хороших книгах.

11 — 12 а преля   «Пасхальные крупинки»
«Святые дети последнего российского царя».

    Традиционно в Пасхальную неделю в Кильмези проходят «Кильмезские пасхальные крупинки». Уже шестой раз собираются юные чтецы, чтобы показать своё мастерство. Тема нынешних чтений – «Святые дети последнего российского царя».
   По установившейся традиции, открывали чтения самые маленькие чтецы – воспитанники детских садов посёлка. С ними мы встретились в конференц – зале КТМЦ в среду. Нарядные участники разглядывали выставки, и, конечно, волновались, потому что всем хотелось поразить членов жюри своим мастерством. И, кстати, им это удалось.
В четверг в библиотеке всё было готово к чаепитию: ждали гостей издалека – «пасхальные крупинки» не знают границ. Но чай решили пить после конкурса: слишком велико волнение, слишком ответственна тема чтений.
  Ученики четвёртых классов из Порека, Зимника, Кильмези, Арыка и Воскресной школы собрались, чтобы показать мастерство чтения всем присутствующим.  Юные чтецы ждали своей очереди, на экране мелькали слайды презентации «Воспитание царских детей», погружая всех в то сложное и трагическое время, которое нельзя забывать.
   На столах разложены картины с изображениями царской семьи, рисунки и фотографии, которые притягивают заинтересованные взоры. На стенах – фотографии участников прошлых «крупинок» с грамотами и благодарностями. Но всё внимание приковано к участникам конкурса. Дети читали стихи, участвовали в инсценировках из жизни царской семьи, пели песни и показывали презентации. Конечно, оценивать детей всегда сложно, но конкурсы не только определяют победителей, но и показывают уровень, к которому надо стремиться, поэтому участники не обижаются, а набираются опыта, чтобы в следующий раз выступить ещё лучше.
  Конкурс позади, победителей объявили, грамоты и благодарности вручили, фото на память сделали, пора и чай пить. А заодно и пасхальные поделки оценить, по детской библиотеке прогуляться, эмоциями поделиться.

 Март

30.03      Урок – погружение по сказке А.М. Горького
«Случай с Евсейкой». 

   Приятно, что книги, которые читали в детстве ещё наши родители, продолжают издаваться, а значит, они интересны и современному читателю. 
    Сегодня мы с удовольствием познакомили учеников 2 «а» и 3 «д» классов с непростой биографией замечательного писателя, юбилей которого был 28 марта — Алексея Максимовича Горького (Пешкова). 
   На выставке – книги для любого возраста, на экране – презентация «Алексей Максимович Горький», а впереди – урок – погружение по сказке писателя «Случай с Евсейкой». 
     Подводный мир, открывшийся Евсейке, завораживает не только его, но и детей – читателей, которые задают вопросы, характерные для маленьких почемучек. 
     Максим Горький – замечательный писатель, большой друг детей, книги которого будут радовать ещё не одно поколение читателей, и библиотекарей, потому что про его книги можно рассказывать бесконечно. 

21.03.                  «МОИМ МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ»
      встреча с известным поэтом-земляком В.Н. Крупиным.

    Как вы думаете, где легче всего встретить писателя? Конечно, в библиотеке! И не только встретить, но и побеседовать за чашкой чая, а также организовать встречу с юными читателями, которые уже прочитали новую книгу писателя, и с интересом ждали встречи, чтобы задать вопросы, и получить ответы. 
      Владимир Николаевич – человек большого сердца и открытой души, и беседовать с ним – огромное удовольствие, как для взрослых, так и для детей. Он нашёл общий язык и с дошкольниками, и с учениками 4 класса, разговаривая с ними на равных, отвечая на вопросы, рассказывая о своих книгах, ведь главное в этих встречах — снова признаться в любви своей малой родине, своей Кильмези, самому лучшему месту на земле.

 

01.03     «Букет для мам и бабушек»-
торцевание на пенопласте

        В первый весенний день ребята 3 «В» класса собрались в читальном зале библиотеки, чтобы научиться новой технике изготовления букета для своих любимых мам и бабушек. Так с помощью цветных салфеток, куска пенопласта и зубочистки, ребята сделали красивые объемные ромашки для будущего букета. Техника торцевания на пенопласте понравилась детям своей простотой и необычностью.

Февраль

 16.02        День профессии — цикл  мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества

      Оформлена книжная выставка «Есть такая профессия — Родину защищать»
    В 11.00 и 12.00 часов дня конференц-зал библиотеки огласили звонкие голоса детей, учащихся 2 «а» и 3″д» классов соответственно. Просмотрев электронную презентацию «Есть такая профессия — Родину защищать», дети узнали о военной силе нашей страны, о воинской славе, чести и доблести. Далее дети отвечали на  занимательные вопросы, разгадывали тайные шифровки, профессиональные загадки и многое другое. В завершении каждый сделал вывод, что мальчики не должны стонать, ныть, а должны быть мужественными, храбрыми и сильными. А защищать нашу страну, ее честь должен каждый. 
    В 13.00 читальный зал заполнили ученики 2 «г» класса. Отвечали на вопросы викторины «Есть такая профессия — Родину защищать», посмотрели книги, послушали солдатские истории, а напоследок занялись творчеством – рисовали открытки к 23 февраля. 
     В 13:40 к нам пришли сразу два класса – 5 «в» и 5 «г». Для них была подготовлена конкурсная программа «Дослужись до генерала». Две команды мальчиков были и сапёрами, и разведчиками, и пехотой, и пограничниками, «зарабатывая» звёзды на свои погоны. А после подведения итогов был ещё и сюрприз от девочек: небольшие подарки к празднику. 
    День пролетел незаметно, а мы ещё раз убедились, что «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», и что наши мальчишки уважают такую профессию – «Родину защищать».

Январь

19-25   Цикл мероприятий, посвященных 
дню прорыва блокады Ленинграда

«Чтоб снова на земной планете 
Не повторилось той зимы. 
Нам нужно, чтобы наши дети 
Об этом помнили, как мы». 
                               Ю. Воронов 

 19.01. Комментированное чтение повести Е.Н. Верейской «Три девочки». Учащиеся 3 «Д» класса впервые познакомились с данной книгой: слушали очень внимательно, напряженно следя за происходящими действиями.  Каждый представлял искореженные дома,  изможденных людей, детей, но людей сильных духом, детей, стремящихся всеми силами  (которых было совсем немного) помочь родному городу, не смотря ни на что. Повесть вызвала слезы на лицах ребят, слезы сострадания и слезы радости нашей победы.

23.01 Обзор с комментированным чтением художественной литературы о Великой Отечественной войне «Читать. Знать. Помнить». Учащиеся 4 «В» класса познакомились с сериями книг, которые читали еще их родители: «Пионеры-герои», «Дедушкины медали», «Октябрята — смелые ребята», «Города-герои». Герои данных книг стали яркими примерами отваги, чести и доблести во время очень трудного для всех времени.

24-25.01 «Бессмертие и слава Ленинграда». 
    Обычно шумные и непоседливые, ученики 4 «г» класса сидели тихо, слушали, смотрели и задавали вопросы. Что-то они уже знали, о чём-то услышали впервые. Слайды презентации, страницы книг открывают читателям суровую правду о блокаде Ленинграда, а рассказы, написанные для детей, раскрывают характер ленинградских ребятишек, разделивших с городом его судьбу. 
   Отдельная страница посвящена нашему легендарному водолазу Л.Г. Молчанову, имя которого известно защитникам Ленинграда. Военные водолазы, рискуя жизнью, доставали зерно со дна Ладоги, протягивали электрокабель в осаждённый город, оставшийся без электричества. 

22.01.                   Экскурсия «Путешествие в книжное
                                           царство-государство»

      Обычно мы сами спешим в детские садики с интересными книжками для наших юных читателей. А сегодня дети из подготовительной группы детского садика «Солнышко» пришли к нам в гости.  Встретив гостей в фойе КТМЦ, все дружно стали подниматься на второй этаж в библиотеку. Но зайти внутрь смогли после того, как ответили на вопрос слоненка Лаврика «Что такое библиотека и для чего она нужна?» Конечно, дети отлично справились с заданием и попали в книжное царство-государство. Здесь они познакомились с абонементом , читальным залом, игровым уголком  и книжками, которые здесь живут: книжки-пищалки, музыкальные книги, книжки-малышки, подвижные книги, разные детские журналы  и т.д. 
     А была у нашей встречи ещё и вторая часть. Дело в том, что они уже прочитали книгу Владимира Крупина «Большая жизнь маленького Ванечки», и нарисовали картинки по этой книге. А мы познакомили их с биографией нашего замечательного писателя, и вручили благодарности и небольшие подарки победителям конкурса рисунков. 
   Всегда приятно дарить хорошее настроение. Сегодня мы с нашими юными друзьями не только подарили друг другу хорошее настроение, но ещё и узнали много нового о книгах, библиотеке и писателях.

10 января                  ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ                                                                     «ЗАПОВЕДНЫЙ КРАЙ»

  (11 января – Всероссийский день заповедников и национальных парков)

     Когда и говорить о заповедниках, как не в январе. Именно 11 января 1916 года был создан Баргузинский заповедник.
   Сегодня мы с помощью книг и видеопрезентации  попытались пополнить знания детей о заповедной России. Дети рисовали запрещающие экологические знаки, отвечали на вопросы викторины, знакомились с книгами «Заповедники России», «Животные Красной книги России», «Растения Красной книги России», «Красная книга Кировской области», «По страницам Красной книги Кировской области», и «Эко-воз сказок».

  

 

 

 

 

        А ещё поговорили о мусоре, способах его утилизации (конкурс «Устами младенца»),  о заказниках и заповедниках Кировской области, и о том, что красота нашей земли зависит от каждого из нас.